E-Mail: ivan@mail.biysk.ru
             zamchaloff2011@yandex.ru
ICQ#: 457478910 457478910
Телефон: +7 3854 311110,
Сотовый: +7 960 939 1155 (Viber, WhatsApp)

 

Назад    

КУМАНДИНЦЫ - АБОРИГЕНЫ АЛТАЯ

 

Абригенов Алтая, то есть алтайцев, принято делить на две основные группы - северных и южных алтайцев. К северным алтайцам относятся следующие родо-племенные группы:

1) Тубалары (туба-кижи), которые занимали долины рек Большой и Малой Иши (притоки Катуни), Кара-Кокша, Пыжи, Уйменя (притоки Бии);

2) Челканцы, расселившиеся в бассейне р. Лебеди и особенно ее притока Байгола. Они обобщенно называли себя куу-кижи, т.е. люди реки Лебеди и поэтому в этнографической литературе иногда встречаются под названием лебединцы.

3) Кумандинцы, живущие по берегам Бии от р. Лебеди вниз, почти до самого г. Бийска, а также в низовьях Катуни, где они слились с местным русским населением.

У известного исследователя Сибири 19 века В.В. Радлова кумандинцы выделены в особую самостоятельную группу северных алтайцев. Согласно же классификации В. Вербицкого, они входили в состав кочевых "черневых татар" Бийского округа. /см. Потапов Л.П., 1969 г. - С. 22-57/

Исторически кумандинцы вошли в состав Российского государства вместе с рядом других родоплеменных групп северных алтайцев вскоре после построения Кузнецкого острога в 1618 г. на реке Томи против впадения в нее реки Кондомы.

Первые упоминания о кумандинцах в русских исторических источниках относятся к 1628 г. Имеется в виду челобитная тобольских воевод, в которой говорится, что 28 февраля 1628 г. они послали из Кузнецкого острога служилых людей - "Олешку Бакая с товарищем на твою государеву службу в Чебанскую волость:". На обратном пути четверо из них были убиты людьми телеутского князя Абака, среди которых были и кумандинцы. (Телеутское княжество существовало в Горном Алтае вплоть до середины 18 в.)

Телеутские князья считали кумандинцев своими кыштымами, или данниками, которые обязаны были кроме всего прочего участвовать и в военных походах телеутских дружин. Вероятно, ранее таким же образом кумандинцы вынуждены были принимать участие в дальних военных экспедициях татаро-монгол. Так что русские, не зная того, могли познакомиться с кумандинцами значительно раньше 1628 г.

Этноним "куманды" в дореволюционный период не был самоназванием кумандинцев. Он был дан им соседними племенами (тубалары, шорцы, теленгиты, челканцы) по названию их основного и самого многочисленного рода (oре) и алтына куманды, тогда как сами себя кумандинцы называли просто "татар-кижи" (прим. "кижи" по-алтайски есть "человек").

Некоторые исследователи считают, что этноним "куманды" в переводе означает "лебедской человек" (видимо лебеди могли быть их тотемным животным). По мнению Л.П. Потапова и О. Притсака, термин "куман" в наименовании кумандинцев адекватен названию половец и кипчак. /См. Сатлаев Ф. "Кумандинцы" историко-этнограф. очерк/.

Если это так, то с предками кумандинцев русские были хорошо знакомы еще до татаро-монгольского нашествия 13 века.

В антропологическом плане кумандинцы, как и древние половцы, имеют много европеоидных черт. Еще первые русские землепроходцы отмечали значительное количество светловолосых и голубоглазых детей в кумандинских аилах.

Вполне возможно, что алтайские кумандинцы являются потомками более древнего, чем тюрки, населения Алтая, уходящего корнями в афанасьевскую и андроновскую культуры Бронзового века.

Такие исследователи-краеведы, как А.М. Малолетко и Б.Х. Кадиков связывают происхождение кумандинцев с одним из древнейших народов Сибири - кетами.

Так, согласно монографии В.И. Вербицкого (1893 г.), "названия утки в языках северных и южных алтайцев звучат соответственно - урътек и су-гуш. Первые слоги этих слов означают "вода", но у северных алтайцев используется кетское слово "уръ", а у южных - тюркское "су". Также обстоит дело и со словом "айна" - "дьявол". Ныне это слово в том же значении используют шорцы, северные алтайцы и хакасы. Южным алтайцам оно незнакомо." /Малолетко А.М., 2000 г., С. 275-277/

На генетическую связь кумандинцев с неким древнейшим населением Сибири европеоидного типа, возможно динлинами, указывал еще в начале ХХ в. известный исследователь Центральной Азии Грум-Гржимайло: "татаро-монгольский тип, господствующий в Южном Алтае, - писал он, - превращается на севере, в лесах Бийского и Кузнецкого острогов, в почти европейский". /Грум-Гржимайло Г.Е. 1909 г. - С. 176/.

Отюречивание предков кумандинцев происходило на протяжении нескольких веков. Они входили в состав первого и второго Тюркских каганатов, испытали на себе власть Кыргызских и Уйгурских правителей (6-9 вв. н.э.). А затем по их землям прошлась конница Чингиз-хана - на несколько веков земли кумандинцев оказались в составе империи Юань, а затем "Белой Орды".

В процессе феодального дробления в конце 13-нач. 14 вв. Золотая Орда распалась на две части, из которых восточная, включающая полосу степей от Волги до Западной Сибири, получила название Белой Орды. Феодальные распри и усобицы привели постепенно к распаду Белую Орду, в результате чего в первой половине 15 в. на ее территории происходит обособление отдельных крупных феодальных улусов: Ногайской орды, Шейбанидского улуса и Сибирского ханства. Территориально кумандинцы входили в состав Белой Орды, а затем Сибирского ханства. /См. Nicholas Poppe. The heroic epic of the Khalha Mongols. Second Edition - The Mongolia Society, P.O. Drawer 606, Bloomington, Indiana/ Потапов Л.П. 1969 - С. 81/.

И даже после разгрома последнего в результате похода дружины Ермака, кумандинцы не перестали быть данниками - теперь они обязаны были платить дань (ясак) телеутам, а потом и джунгарам (джунгары - они же ойраты, западные монголы). С 1756 г. после поражения Джунгарии в войне с Цинской империей все алтайские племена, в том числе и кумандинцы, вошли добровольно в состав Российской империи. А по "Уставу об инородцах", разработанному в 1822 г. М.М. Сперанским, они были отнесены в разряд "кочующих" и включены в состав Бийского уезда.

Занятия и хозяйство кумандинцев

Занимались кумандинцы, помимо охоты, собирательства, еще и мотыжным земледелием, разводили лошадей. Постепенно, под влиянием русского населения, переходили к плужному земледелию. Сеяли вручную, но вместо ножа при жатве применяли уже серпы. Кумандинцы либо покупали их у русских, либо изготавливали сами. Хлеб обмолачивали цепами, веяли на ветру, подбрасывая зерно деревянной лопатой вверх. Хранили хлеб в амбарах, построенных по русскому образцу. Сеяли пшеницу, рожь, овес, гречиху. В быту использовали каменные зернотерки "пасак" и деревянные ступы "соко". В большинстве случаев земледелие было натуральным, товарного зерна не производили. В деревянной ступе (соко) толкли ячменную крупу для приготовления национального блюда - "кyче".

Постепенно земледелие превращалось в главное занятие кумандинцев. Перенимали у русских и навыки огородничества.

Охота на крупного лесного зверя обеспечивала их мясом. Шкура шла на шитье обуви; пушной промысел также приносил основное средство для уплаты ясака. Охотились на маралов, косуль и т.д. охотились и на медведя. Наиболее подходящим месяцем охоты на медведя считался декабрь - время окончательного перехода его в спячку. Сняв с убитого медведя шкуру, отрезали ему голову и перевязывали бечевкой челюсти. После чего старший из охотников делал заклинание ("алган") над головой убитого медведя и вставлял ее в развилку дерева. Если не соблюсти этих действий, то, по поверью кумандинцев, душа (сyрy) убитого медведя могла преследовать охотников. Некоторые из охотников проглатывали глаза медведя. Считалось, что взгляд его будет потом устрашать медведя. Никто на охоте не произносил слово "медведь", а называли его "дедушка".

Перед отправлением на промысел производилось кропление деревянных изображений покровителей охоты. В тайге кумандинцы, выстроив охотничий шалаш, также совершали кропление ячменной кашей "хозяину тайги". Его называли "каным" и изображали двухголовым. К вечеру охотники сходились к шалашу. Поужинав и сделав необходимые приготовления, они начинали рассказывать различные сказки. Считалось, если сказка понравится "хозяину тайги", он пошлет удачу на охоте. Весной, в апреле, ловили бурундуков, летом - сурков.

В местных реках и озерах ловили хариуса, тайменя, щуку, окуня, карася. Имели специальные рыболовные снасти. В августе и сентябре, когда вода становилась светлой, кумандинцы выходили лучить рыбу острогой.

Важное место занимал промысел кедрового ореха. Терка "пасак" применялась для перетерания шишек.

Занимались пчеловодством. Диких пчел обнаруживали, выставив миску с медом - пчелы напивались и летели в дупло. Охотнику надо было только проследить за ними. Затем для диких пчел делали специальные "дуплянки" (переселяли их туда ) в виде колод.

Большое место в хозяйстве кумандинцев занимали изделия из дерева, преимущественно из березы. Из нее изготовлялась различная посуда (чашки, ложки, корытца), средства передвижения (сани), предметы культа. Береза считалась священным деревом - аналогом Мирового Древа, соединяющего воедино мир богов, людей и нижний мир предков. Много посуды делали из бересты, которую заготовляли в июне. Деревянную чашку выделывали из корня березы. Такая чаша не трескалась от горячей пищи.

Довольно лакомым кушаньем у кумандинцев считался казан-тертеги. Готовили его, раскатывая вначале пресное тесто. Затем нарезали большие ломти теста и клали в котел, где уже варилось мясо. Подавали на стол, перемешав с жиром и бульоном, а также с мелкими кусочками мяса. Это блюдо очень напоминает казахский бешбармак. Повседневной пищей бедноты был суп из картофеля, заправленный пшенной крупой и чай с хлебом. /Сатлаев Ф. Кумандинцы. Историко-этнографический очерк/

Миссионер В.И. Вербицкий, наблюдавший алтайцев в конце 19 века, также отмечал, что "алтайские инородцы сколько невоздержаны в употреблении спиртных напитков, сколько, напротив, умеренны в употреблении пищи. Большая часть из них по утру и днем ничего не едят, кроме поджаренного ячменя в двух видах: крупу - курмач и муку - талкан. Каждый член семьи, большой и малый, сам себе намалывает на ручных жерновах талкана во всякое время, когда ему захочется есть, и всегда в количестве, которое бы поместилось без остатка в его маленькую чашечку. Талкан смешивают с молоком или медом.

Впрочем инородцы употребляют и более питательную пищу: кочо - кашицу из цельных ячменных зерен, вареную в воде или молоке; тутмаш - катушки из пресного пшеничного теста, вареные с рыбой, кониной или в молоке." /Вербицкий В.И. 1893 г. - С. 32/

В.И. Вербицкий описывает и такие национальные мясные блюда, как "терьгом" и "кайма".

Жилища кумандинцев

Основным типом зимнего жилища кумандинцев в первой половине 19 века была землянка. Летом жили в четырех- шестигранных юртах, покрытых корой. Как пишет В.И. Вербицкий, "юрта северного алтайца отличается от простой бедной избы только тем, что в ней нет потолка и настоящей печи" /Вербицкий В.И., стр. 29/. Вместо последней имелся очаг в центральной части жилища. "передняя стена противу очага назначена для гостей, - отмечает далее автор. Левая стена от входа за очагом есть место неприкосновенное ни для кого, кроме хозяйской семьи в самом тесном смысле; здесь никто и никогда не сможет сесть, кроме хозяина юрты, его жены и детей. Если в семье есть братья, сестры хозяина или старуха-мать, то они занимают правую стену от входа, в переднем углу которой помещаются ручные жернова. Пол юрты большей частью настлан досками с оставление земляного полукруга около очага" /Вербицкий В.И., стр. 29/.

Обряды и верования

В целом, религиозные представления кумандинцев мало чем отличаются от южноалтайской системы верований. Однако есть и свои специфические особенности.

Вот что пишет Н.А. Алексеев в своей работе "Шаманизм тюркоязычных народов Сибири" касательно кумандинцев: "По верованиям этой этнической группы северных алтайцев на небе обитают духи - покровители отдельных родов (сеоки). Их называют "тёс" или "пайна". Главного из них называли "имеющим три шапки священным Бай-Ульгеном". /Алексеев М.А. 1984 г. - С.36/

Именно Бай-Ульген, а не Эрлик (хозяин нижнего мира), как у южных алтайцев, награждал людей даром шаманства.

Ульген же указывал шаману, каким должен быть его бубен, который затем надо было осветить на родовой горе в день летнего солнцестояния.

У кумандинцев был записан миф о женитьбе шамана на одной из дочерей Ульгена. В нем рассказывается, как великий шаман Каменек похитил дочь Ульгена и сбежал вместе с ней на землю. Когда она забеременела, Ульген, разгневанный на то, что она вышла замуж за человека среднего мира, трижды пнул ее. После этого она родила троих сыновей. Один из них оказался заикой (!) - Келей, другой - непомерно большим (Кочо), а третий хромым (Курултай). Последний, по предназначению Ульгена, давал кумандинцам великих кузнецов и шаманов. /Алексеев Н.А. Стр. 37/

Что касается брата Ульгена - владыки демонических существ и нижнего мира Эрлика, то и тут у кумандинцев есть своя оригинальная легенда, согласно которой первый в мире шаман , самый могучий и сильный, отбросил Эрлика в нижний мир, но в ходе ожесточенной борьбы так и не смог его уничтожить. Поэтому люди вынуждены приносить жертвы не только Ульгену, но и Эрлику.

Посредником между этими двумя полюсами трансцендентного бытия выступал кам или шаман. Период его становления всегда отмечен тяжелым психическим помешательством, так называемой "шаманской болезнью", когда происходит тотальная трансформация всего существа будущего шамана.

По свидетельству самих шаманов, духи-тёси раздирают их тело, ища что-то вроде "лишней кости" - места сосредоточения духа проходящего инициацию страдальца. После ее нахождения шаман пожизненно приобретает духов - помощников и вместе с ними свои паранормальные способности: Он принужден ими время от времени производить камлание - это его дар и одновременно проклятие: Основными магическим орудиями шамана являлись колотушка "орбу" и бубен.

Кумандинские шаманы пользовались тремя типами бубнов. Один из них, "каным", Давал Ульген через родовую гору Солог, находящуюся близ селенья Турочак. Другой тип кумандинских бубнов назывался "марс". Он имел резную неатропоморфную рукоятку. Бубен "марс" получали от горы Мустаг только те шаманы, которые имели предков из шорских родов. Третий тип кумандинских бубнов назывался "тезим". Его давали родовые горы Солог и Кабак, расположенные вблизи Телецкого озера. Этим бубном нельзя было камлать к Ульгену. Он предназначался для обращения к духам среднего и нижнего миров. /Алексеев Н.А., 1984 г., с. 159/

Самым распространенным у кумандинцев, как и у южных алтайцев, был обряд жертвоприношения лошади ("таилга"). Лошадь белой масти приносилась в жертву Ульгену, черной - Эрлику. Первоначально шаман узнавал, угодна ли лошадь Ульгену или нет. Для этого он ставил чашку на спину лошади и ждал, когда она упадет. Если чашка падала вверх дном, то это означало, что жертва не угодна богам. В случае, если чашка падала на дно, обряд продолжали далее. Шаман обходил лошадь несколько раз по кругу, стуча в бубен. Таким образом он ловил "душу" лошади. Затем лошадь уводили в уединенное место к жертвеннику - "таскак", который состоит из четырех березовых столбов и зверски замучивали. Лошадь ставят головой к востоку, чтобы в ее больших глазах отражалось солнце, завязывают рыло. Затем привязывают веревки к каждой ноге, и, положив на спину лошади толстую жердь, растягивают ноги в разные стороны, придавливая жердь к земле. Таким образом ей ломают спину. Все отверстия животного затыкают травой, чтобы кровь не вышла раньше времени. Лошадь продолжает биться в мучительной агонии. Тогда кам берет булку ("куруй") и поднося к лошади говорит: "куруй-ляп-ят, куруй-ляп-ят, оп куруй, оп куруй, оп куруй!" это значит: "буду ловить счастье, силу, выходящую с жизнью, на приплод". Затем булку съедает хозяин аила. Уже с замученной лошадит снимают кожу, выдергивают язык. Кожа с головой и копытами называется "байдара". Ее надевают на березовую жердь - "тюкеле".

Вблизи жертвенника на западной стороне ставят березовый столб с развилкой на верху, на которую и кладется верхний конец "тюкеле" с байдарою, головой на восток, если жертва предназначена Ульгену, или на запад, если жертва предназначена Эрлику. В заключение всей мистерии мясо несчастной лошади поедалось всем семейством вместе с шаманом.

Осенью, когда собирался урожай, кумандинцы устраивали праздник "Коча-кана", носивший явно эротический характер: по селению ходил ряженый человек в маске из бересты и с длинным фаллосом в руках, изображавший духа Коча-кана. Он останавливался перед окнами каждого дома и пел не совсем приличные песни эротического содержания. Хозяева дома обязаны были по обычаю одарить подарками Коча-кана и его спутников. За это им обещалось пополнение семейства и приплод скота. Во время праздника производился ритуальный магический обряд плодородия - молодые девушки селения садились верхом на длинный фаллос Коча-кана: часто обрядовая сторона праздника переходила в свое естественное продолжение : "a posse ad esse".

 

Автор статьи: Ерошкин Д.В.
Историк - краевед.
Преподаватель истории профессионального училища N 4
659315 г.Бийск Алтайского края, Горно-Алтайская,60
тел./факс 234-116
viktor-4@mail.biysk.ru

 

"БиАлТур" - трансфер, размещение на базах
E-Mail: ivan@mail.biysk.ru
             zamchaloff2011@yandex.ru
Skype: zamchalov
ICQ# 457478910   
Тел: (3854)31-11-10, 8-960-939-1155 (Viber, WhatsApp)

 

КОРЗИНА
Кол.товаров: 0 шт.
На сумму: 0 руб.

АВТОМОБИЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО ЧУЙСКОМУ ТРАКТУ

 

Продам турбазу и пасеку на берегу Катуни в Усть-Коксинском районе Горного Алтая

 

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО БЕЛОКУРИХИ

 


База
"Зеленый дом"

 

Официальный сайт

 
ВНИМАНИЕ ПОГРАН-ЗОНА !!!

 

Осенняя рыбалка на хариуса на Катуни !!!

 

Походы по Алтаю, Саянам, Крыму

 

Отдых в Чемале (размещение, баня, бильярд, кафе)

 

Национальное кафе в Тюнгуре

 

 

ФОБОС: погода в г.Бийск
ФОБОС: погода в г.Горно-Алтайск
ФОБОС: погода в Усть-Коксе



тестораскатка купить москва









 

© I.J.Z.Web