Часовые империи
Известный этнограф М. Мид в своей книге "Культура и мир детства" высказывает следующую довольно любопытную мысль: "Судьбы культуры, - пишет она, - определяются тем, насколько её идеалы привлекательны для одарённых людей в каждом поколении, ослепляют ли они их своим блеском, побуждая служить им, либо зажигают в них пылкую страсть к обновлению".
Слова абсолютно справедливые для любой национальной культуры, особенно в наше время, когда идёт возрождение национально-культурных автономий, и взоры представителей молодого поколения обращаются в далёкое прошлое своей страны, своего народа.
"История есть политика, опрокинутая в прошлое", - писал один из западных историков.
Поэтому немудрено, что сейчас многие пытаются спекулировать на повышенном интересе к прошлому, подсовывая свои "варианты", в частности российской истории в духе нео-язычества и неонацизма.
При этом забывается очевидный факт, что российская история развивалась по особому пути комплиментарности славянской, земледельческой культуры и культуры степи, кочевой Азии.
Наиболее ярко эта взаимная дополнительность культур выразилась в казачестве.
Казачество как особая этнокультурная общность исторически складывалось на границе двух этносов, двух культур, и по большому счёту, двух цивилизаций. Поэтому оно вобрало в себя черты как степной, кочевой культуры, так и славянской.
Психотип "человека пограничья" определил и дальнейшую судьбу казачества, казаков как охранителей рубежей Российского отечества и передового отряда колонизации новых земель.
Особенно ярко это выразилось на примере Сибирского казачества.
В отличие от потомков вольных боевых общин - Донского, Уральского, Терского войск - Сибирское было создано государством и с самого начала служило государству.
Сибирское казачье войско возникло в XVIII веке, когда Россия оформила свои границы на юге Западной Сибири.
Основой нового рубежа стала будущая столица Сибирского войска - Омская крепость. В 1716 - 1720 годах на юго-восток от неё по степному правому берегу Иртыша протянули Иртышскую укреплённую линию, из "фортеций" которой потом выросли Павлодар, Семипалатинск и Усть-Каменогорск. От Усть-Каменогорска цепь укреплений повернула на северо-восток, к Кузнецку (Новокузнецк), и к 1764 г. по предгорьям Алтая пролегла 749 - километровая Колывано-Кузнецкая пограничная линия.
Как известно, составной частью этой линии была и Бийская крепость.
В 1781 - 1792 годах Иртышскую линию продлили на юго-восток: к 932 километрам прибавилось ещё около 170 км. Бухтарминской линии.
С 1770-х годов казаки, что служили на Иртышской и Колывано-Кузнецской линиях, стали называться "казаками Сибирской линии". А 19 августа 1808 года они получили официальное наименование Сибирского линейного казачьего войска.
От кого же приходилось защищать южную границу Западной Сибири?
Бухтарминскую линию строили на случай проникновения в верховья Иртыша Маньчжуро-Китайских войск. Колывано-Кузнецкая линия должна была прикрывать территории России от набегов монголо-язычных джунгар (ойратов), телеутов и казахов.
С этими народами сибирские казаки были хорошо знакомы ещё с XVII века. В 1618 г. сооружается Кузнецкий "острог", ставший опорным пунктом и центром, от которого шло дальнейшее проникновение русских на юг Западной Сибири.
Из Кузнецка казаки впервые проникают в бассейн реки Бии.
Долина р. Бии была глубоким тылом, недружественного России, Телеутского княжества. Именно здесь телеутские князья вступали в контакт с джунгарами, совершали совместные набеги на российские владения.
В 1625 г. русские впервые проникли в бассейн Бии с верховий р. Кондомы.
Отряд казаков прошёл на реку Лебедь, где обложил ясаком (данью) местное племя челканцев.
В 1628 г. новый отряд казаков был отправлен в долину Бии. На обратном пути отряд этот подвергся нападению кумандинцев, кыштымов (данников) телеутского князя Абака.
В итоге кузнецкий воевода И.М. Волконский докладывал в Москву, что все попытки взять ясак на Кондоме и Бие, были отбиты:
Сибирские воеводы прекрасно понимали, что русская крепость у реки Бии намного бы затруднила связь телеутов с джунгарами, и для последних явилась бы серьёзным препятствием в их притязаниях на Южную Сибирь.
Важным шагом в этом направлении был поход Петра Сабанского, отряд которого был отправлен из Томска в 1633 г.
Через Кузнецк он вышел на Бию, и затем поднялся к Телецкому озеру, где нанёс поражение местному князю Мандраку.
Одновременно с походом П. Сабанского кузнецкий воевода Кафтырёв принимает меры по обложению ясаком аборигенного населения по среднему и нижнему течению Бии. Однако уже через несколько лет телеутский князь Кока Абаков вновь восстанавливает своё влияние в этом регионе.
В последующие годы долина Бии продолжала оставаться объектом борьбы русских воевод и телеутских князей, а аборигенное население оказалось на положении двоеданцев.
Вмешательство в конфликт Джунгарских контайши (великих ханов) на стороне телеутов всё чаще заставляло российское правительство задумываться о строительстве крепости на р. Бия. Замысел этот, как известно, был осуществлён в 1709 г. кузнецким воеводой М. Овцыным по прямому указанию Петра I.
Перестроенная после джунгарского погрома в 1710 г. Бикатунская крепость (впоследствии Бийская) стала одним из главных звеньев в Колывано-Кузнецкой пограничной линии.
После джунгаро-китайской войны в 50-х годах XVIII в. Средняя казахская орда заняла земли рассеянных китайцами джунгар, и на долгие годы стала основным противником сибирских казаков.
Протяженность границы при этом явно не соответствовала численности охранявших её казаков. Ещё в 1787 г. на 2400 километров сибирских линий приходилось всего 2009 местных казаков, в 1803 году - 5038.
К тому же, этим людям ещё необходимо было выполнять различные хозяйственные работы и даже пахать казённые пашни...
Однако, не смотря на тяжёлый быт и копеечное жалование, сибирцы с честью выполняли порученное им дело.
За "усердие и исправность к службе" войско в 1812 году получило свою первую награду - флюгера на пики. В 1810 году были открыты школы для казаков, а в 1815 году введено обязательное начальное образование.
С 1810-х годов сибирцы стали проходить систематическое военное обучение, получили форменные тёмно-синие мундиры и такие же шаровары с красными лампасами (с декабря 1840 г. цвет униформы стал тёмно-зелёным).
Даже когда после 1848 г. была упразднена за ненадобностью Колывано-Кузнецкая оборонительная линия, Сибирские казачьи части продолжали нести службу по охране южно-сибирских рубежей Российской Империи.
С весны до глубокой осени казаки 3-го сибирского полка стерегли казахских и монгольских барантачей (угонщиков скота) у проходов через Тарбагатай и Саур, в долине Чёрного Иртыша, у горного озера Маркаколь на Алтае, а затем и у знаменитого Чуйского тракта.
Чтобы эффективно бороться с кочевниками, казакам приходилось осваивать элементы кочевой культуры, менталитет коренных жителей Центральной и Северной Азии.
И в этом их главное и существенное отличие от испанских конквистадоров в Америке
Удержать малыми силами огромные территориальные владения в Сибири могли люди, умеющие не только воевать, но и успешно адаптироваться к новым условиям существования, находить общий язык с коренными народами, сохраняя в тоже время свою самобытность.
Автор статьи: Ерошкин Д.В. Историк - краевед.
|