E-Mail: ivan@mail.biysk.ru
             zamchaloff2011@yandex.ru
ICQ#: 457478910 457478910
Тел: +7 3854 311110, +7 960 939 1155

 

Один экспонат Музея

 

Автор статьи: Ерошкин Дмитрий Васильевич,
Историк-краевед
г. Бийск, Алтайский край
E-mail: yerosh@ rambler.ru

 

Старые вещи хранят память ушедших эпох, событий давно минувших лет, а порой и тысячелетий. Встречаются на пути историка так же предметы не просто бытовой, материальной культуры, но и вещи, несущие отпечаток мира таинственного- предметы сакральной, обрядовой жизни наших далеких предков. Любой музей имеет в своих коллекциях подобные артефакты.

Но Бийский краеведческий особенно примечателен в этом отношении, так как на протяжении нескольких десятилетий, начиная с 1920 года, сотрудники музея участвовали в самых различных археологических изысканиях на территории края и Горного Алтая включительно.

Немалая часть найденного в ходе раскопок оседала в фондах музея, получило <вторую жизнь> в качестве экспонатов в витринах музейной экспозиции.

Однако, вещи, изначально призванные быть коммуникатором между миром людей и миром духов, как показывает опыт, не утрачивают со временем своей так сказать первичной функции...

Всем известна нашумевшая история с мумией принцессы Кадын, прозванной <Ледяной Леди>, которая по своему значению равна останкам Тутанхамона и альпийского Оцци. Она до сих пор не дает покоя алтайским шаманам и ярлыкчи. Ее дух предвещает страшные катастрофы, если к 2012 году ее тело не возвратят в пределы священных гор Алтая.

Наши знания о сакральной культуре скифского мира, частью которого и была эта загадочная личность из кургана Ак-Алаха-3, еще не достаточно полны.

Обитая на окраине индо-арийской цивилизации, скифы сохраняли живую традицию, известную нам как ведическая. Истоки ее лежат в полумифической истории арктической прародины ариев, называемой германцами Туле.

Вероятно, оттуда, из тех легендарных времен дошли до нас сказания о священной чаше- чаше Грааля.

В средневековой легенде о Парсифале, которой так были очарованы германские романтики (Людвиг Баварский, Рихард Вагнер и др.), говорится, что местом пребывания чаши является незримый для простых смертных замок Монсальват ( Гора Спасения). Быть хранителем Чаши достоин не каждый, но только тот рыцарь, кто сумеет вызволить из паутины злых чар священное Копье, которым римский легионер Лонгин пронзил тело распятого Иисуса. По преданию, человек, владеющий сразу двумя сакральными предметами- Копьем и Чашей- получает абсолютную власть над миром...

Следует заметить, что Чаша Иосифа Аримафейского из средневековых легенд есть лишь один из вариантов древних архетипических представлений о чаше как о символе женского начала. Соответственно, копье является олицетворением мужского начала. Это две супраментальные космические энергии, как Инь и Ян в Китае, или Шакти и Шива в Индии.

Первоначальным аналогом Чаши, скорее всего, был широко распространенный среди народов Евразии бронзовый котел.

Известно, что у древних кельтов даже был культ Котла (Чаши) Возрождения.

Аналогичные представления, согласно Геродоту, наблюдались и у скифов. С одной стороны, котел символизировал единение коллектива , <кормящегося> от него, с другой- он являлся в глазах древних воплощением центра Вселенной. Именно поэтому котлы были обязательным атрибутом в святилищах скифов и близких к ним племен.

Томский археолог Фридрих Мец также указывает на <возможность использования котлов <скифского> типа в качестве вместилища культового напитка>, известного в ведической традиции как Сома. При этом речь идет, скорее всего, о сброженном молочном напитке с добавлением галлюциногенных грибов типа мухомора. Любопытно и то, что ручки некоторых котлов имеют <грибную> символику- украшены одним или тремя грибовидными отростками (Приобье глазами археологов и этнографов: материалы к Энциклопедии Томской области- Томск, 1999г., С.20-22).

Именно такой котел с грибовидными отростками на ручках, найденный в 1928 г. в Солонешенском районе, находится ныне в экспозиции Бийского краеведческого музея. Котел принадлежит, вероятно, так называемой Тагарской культуре, бытовавшей в VI- I вв. до н.э. в лесостепной полосе Южной Сибири.

Что касается употребления галлюциногенных грибов для вхождения в измененное состояние сознания, подобные шаманские практики до сих пор существуют у коренных жителей Центральной и Южной Америки.

В раскопках поселений древних майя в Сальвадоре, Гватемале и прилегающих горных районах Мексики археологи находили каменные <грибки> высотой 12-17,5 см, по-видимому, служившие объектом поклонения. Они представляют собой изображение гриба, на ножке которого высечено лицо человека или фигурка животного. Возраст самых древних из них достигал 3000 лет. С тех самых времен ритуалы, связанные с грибами, хранились в глубокой тайне только в самых отдаленных от цивилизации уголках Мексики. Индейцы настолько ревностно оберегали эти ритуалы, что долгое время ни один из белых людей не знал об этом. Лишь в 1938 году американский ботаник Ричард Шультс добыл экземпляры грибов в глухой деревушке в горах южной Мексики.

Американские ученые Гордон Уоссон и Теренс Маккенна вообще считают, что именно галлюциногенные грибы послужили катализатором возникновения самосознания, рефлексии у наших далеких предков.

Стратегия всеядности раннего человека была проста: съедать все, что попало, а что было невкусно - выбрасывать. Растения, оказавшиеся в ходе таких испытаний съедобными, вводились в рацион. Грибы, из-за их необычной формы и цвета, могли быть особенно заметны. Состояние сознания, вызываемое грибами или другими галлюциногенами, должно было побуждать ищущего пропитание человека вновь обращаться к этим растениям, чтобы еще раз испытать это чарующе странное чувство. Т. Маккенна утверждает, что именно грибы, или растения подобного типа способствовали мутации примитивного мозга, нервной системы питекантропа, переходу его на новую эволюционную ступень антропогенеза.

Память об этом симбиозе человека и растения сохранилась в библейском мифе о Адаме и Еве, что <прозрели> после поедания плодов с древа Познания, или, например, в шумерском эпосе о Гильгамеше, где фигурирует <цветок бессмертия>. Сюда же относится и ведическая Сома.

(G.Wasson. Soma: Божественный гриб бессмертия , 1971).

Но и местный материал дает богатую пищу для размышлений.

Так, судя по рисункам Калбак-Таша, точные оттиски которых вы можете увидеть в залах Бийского музея, культ <людей-грибов>- загадочных антропоморфных существ в грибовидных головных уборах- был известен на Алтае еще в эпоху Бронзы.

Как полагают ученые, они являлись древним шаманам в видениях после приема соответствующего грибного напитка...

На некоторых рисунках можно видеть, как они уводят человека. Куда ?

Быть может в подземные лабиринты загадочного народа Чудь, следы которого в 1926 году искал на Алтае Н.К. Рерих.

В Сибири фольклористы прошлого века застали множество легенд "чудского" цикла, связанных с кладами, курганами, древними рудниками. Во всех преданиях рассказывалось о чуди, как о древнем народе, будто бы жившем в Сибири до прихода в нее не только русских, но и других местных народов. Все предания заканчивались указаниями на бесследное исчезновение чуди. На Алтае уход чуди связывался с одновременным появлением белой березы и "белого царя". Способ ухода назывался однозначно - под землю. Надо заметить, что изгнание (заточение) под землю - вещь в мифологии известная. Почти у каждого народа в мире существует свой культурный герой. Ему приписывается похищение божественной мудрости, изобретение ремесел и прочих искусств. Он же выступает и богоборцем, ибо, вопреки распространенной на Западе точке зрения, всяческая изобретательность есть дело не столь уж почетное, а в традиции вовсе - греховное. Известный античный Прометей был прикован богами к скале. У многих прочих народов подобный герой заточался внутрь скалы. Так, в буддийской мифологии асуры, вечные противники богов, владеющие сверхъестественным знанием, скрываются до времени в пещере мировой горы Меру.

Дарование Разума посредством грибов, надо полагать, тоже приравнивалось к <проступку> Прометея. В любом ослушании на благо Прогресса есть элемент анархии, а значит и известного зла, плата за которое- изгнание. В психологии это называется вытеснением негативной информации. И если экстраполировать принципы психологии на концепцию Земли, как живого организма, обладающего Био- Антропо- и Ноосферой, то должна быть и сфера Сумрака, куда вытесняется все, что может как-то нарушить устоявшийся порядок. Во всех мифологиях мира эта сфера локализуется в подземных полостях, пещерах, катакомбах. Среди людей, часто путешествующих по Алтаю распространена легенда о неком месте на берегу Катуни, где зимой не ложится снег и зимуют, не впадая в спячку, тысячи змей. Нам удалось отыскать источник этой истории. В шестом выпуске "Известий Алтайского отделения географического общества СССР" (1965 г.) помещено сообщение геофизика Никифорова, занимавшегося в 50-х годах поиском радоновых вод. Оно называется "Змеиный курум" в долине реки Катуни". Зимой, на склоне правого берега Катуни, в 2 км выше устья Урсула, Никифоров обнаружил пятно размером 30 на 70 м, лишенное снега. Снег таял из-за ровного теплого ветра с температурой + 4,7 градусов по Цельсию и слегка повышенным содержанием радона. Ветер дул из-под каменных глыб. При попытке начать раскопки из-под камней поползли змеи... Связывая это явление с выходом термальных вод (так в последствии и не обнаруженных), Никифоров просто не знал, что указанные параметры в точности соответствуют микроклимату подземных полостей Алтая. Но воздухообмен такой интенсивности указывает на существование под камнями полости просто чудовищных размеров, не сравнимой ни с одной из известных пещер....

Если предположить, что в подобных полостях что-то есть, будь то древние артефакты, источники информации и энергии, то они должны как-то проявлять себя. И вот в 1995 году на международном конгрессе в Париже, посвященном медицине третьего тысячелетия, академик В.Казначеев, возглавляющий институт Космоантропологии, прямо заявил, что Алтай является одним из районов Земли, где фиксируется повышенная геоэлектромагнитная активность, непосредственно влияющая на развитие экстрасенсорных способностей человека (http://www.nouvellescles.com/article.php3?id_article=83).

В заключение можно привести еще один интересный факт: некоторые <люди-грибы> с петроглифов Калбак-Таша имеют в районе груди светлые квадраты. Эта фигура- симметричная, имеющая прямые углы- однозначно трактуется как символ упорядоченного, цивилизованного пространства.

А так же проход в это пространство...

 

"БиАлТур" - трансфер, размещение на базах
E-Mail: ivan@mail.biysk.ru
             zamchaloff2011@yandex.ru
Skype: zamchalov
ICQ# 457478910   
Тел: (3854)31-11-10, 8-960-939-1155

 

КОРЗИНА
Кол.товаров: 0 шт.
На сумму: 0 руб.

АВТОМОБИЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО ЧУЙСКОМУ ТРАКТУ

 

Продам турбазу и пасеку на берегу Катуни в Усть-Коксинском районе Горного Алтая

 

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО БЕЛОКУРИХИ

 

"Зеленый дом"
в Тюнгуре

 

"К истокам Катуни" на
катере и лошадях

 
ВНИМАНИЕ ПОГРАН-ЗОНА !!!

 

Осенняя рыбалка на хариуса на Катуни !!!

 

Походы по Алтаю, Саянам, Крыму

 

Отдых в Чемале (размещение, баня, бильярд, кафе)

 

Национальное кафе в Тюнгуре

 

 

ФОБОС: погода в г.Бийск
ФОБОС: погода в г.Горно-Алтайск
ФОБОС: погода в Усть-Коксе













 

TopList WebList.Ru
© I.J.Z.Web