E-Mail: ivan@mail.biysk.ru
             zamchaloff2011@yandex.ru
ICQ#: 457478910 457478910
Тел: +7 3854 311110, +7 960 939 1155

 

Назад    

Автопредприятие СовавтоБийск

 

Долгие вёрсты автомобильной дороги - Чуйского тракта - прочно связали Алтай с соседней дружественной страной Монголией. Еще в недавние времена вереницы тяжёлых грузовиков постоянно тянулись с той и другой стороны границы, как живой показатель тесного экономического взаимодействия двух стран.

Монголия, пожалуй, единственная страна за пределами СССР, где ещё в 1920-х гг., параллельно с Россией, установилась <советская власть> - режим, в общем и целом схожий с нашим. Поэтому установление надёжных коммуникаций с Монгольской Народной Республикой для Советской России был вопрос не столько экономический, сколько политический. В период Гражданской войны движение по тракту практически прекратилось.

Только с 1923 года по Чуйскому тракту, местами представлявшем собой кочевую тропу, начались транспортировки первых партий товаров в Монголию.

Вначале товары везли на подводах и верблюдах, как это ещё делалось при купцах - <чуйцах>. Но постепенно конный транспорт стал уступать своё место автомобилям.

В 1928 г. была организована Ининская автобаза <Союзтранса>, с которой и началась автомобилизация Чуйского тракта.

В это же время начинает создаваться Бийская автобаза, которая с 1933 г. укомплектовываться новыми машинами АМО-2, АМО-3, Форд - АА.

Увеличение объёма грузоперевозок привело к новой реорганизации - с 2 января 1933 года в ведение Управления Чуйского тракта были переданы Бийская контора <Союзтранса> и все старые автомобили передали Бийской автобазе, которые подверглись капитальному ремонту на Бийском Авторемонтном заводе, входившем в состав этой базы до 1940 г. С этого момента и начинает свой отсчёт история будущего автопредприятия <СовавтоБийск>.

Затем в целях улучшения экспортно-импортной торговли с Монгольской Народной Республикой приказом ? 333 по наркомату внешней торговли СССР от 5 июня 1933 г. Чуйский тракт стал считаться военизированным. Рядовой и командный состав Чуйского военизированного тракта обязан был носить знаки отличия в виде нарукавных нашивок и звёзд. Так, например, начальник тракта носил три больших звезды, его заместитель - две. Отбор шоферов и обслуживающего персонала проходил тщательную проверку в органах НКВД.

К этому времени строительство Катунского варианта Чуйского тракта подошло к тому моменту, когда по новой трассе должны были пройти первые машины. 23 мая первая машина прошла по бомам (скальные выступы) Коркечу, Яломан.

В июне 1934 года были сданы в эксплуатацию деревянный мост через реку Ишу, а 12 июля комиссией Крайдортранса был принят понтонный мост через Бию.

Чтобы испытать эксплуатационные качества нового тракта, 12 июля 1934 г. из Бийска стартовал Первый Западносибирский Автопробег. В пробеге участвовали новые отечественные машины ЗИС-5.

Всего за четыре года в строительство Чуйского тракта было вложено и освоено 16 миллионов рублей!!!

Окончательно Чуйский тракт вступил в строй в 1936 году.

Особенно важное значение имел Чуйский тракт в период Великой Отечественной войны, когда из Монгольской Народной республики шли поставки стратегического сырья для нужд Красной армии: скота и продуктов скотоводства. Прежде всего, везли шерсть, которая отправлялась на Барнаульскую валяльную фабрику для производства валенок. Валенки из монгольской шерсти с маркой Барнаульской фабрики были одними из лучших в стране, и спасли не одного солдата от обморожения в суровые фронтовые зимы.

Шерсть везли верблюжьими караванами, а главной задачей водителей было своевременное снабжение караванов фуражом, дровами, керосином и т.д.

Многие водители тракта участвовали в боях на фронтах Великой Отечественной войны. В июне 1941 года в Бийске были сформированы 5-й и 71-й дорожно-эксплуатационные полки, которые затем приняли участие в боях на дальних подступах к Москве. 71-й полк после боёв под Тверью прошёл пополнение в Рязанской области и был переброшен под Ленинград на <Дорогу Жизни>. Под вражескими бомбами и арт-огнем бийские водители спасали человеческие жизни из блокадного Ленинграда.

В конце 1944 г. автопарк Управления Чуйского тракта значительно обновился, пополнившись тремя автомобилями марки <Студебеккер>. Автомобили были переданы с завода ?479 (<Молмаш>), где в период войны они собирались из комплектующих деталей производства США. Так что, Бийск тоже внёс свою лепту в отечественный автопром!

Грузоподъемность <Студебеккера> составляла 3 тонны. Первым водителем <Студебеккера> был участник ВОВ Михаил Васильевич Жлобиковский.

В послевоенный период Чуйский тракт находился в подчинении Всесоюзного объединения <Совмонголторга>.

Подводя итоги работы В/О <Совмонголторг> за второй квартал 1948 г., в приказе ?322 по объединению говорилось: <Чуйский тракт перевыполнил план грузоперевозок, снизил их себестоимость, улучшил техническое состояние автопарка и значительно перевыполнил план накоплений>.

В связи с этим тракт один из первых получил в сентябре 1948 г. 10 первых автомашин марки ЗИС-150. В конце октября - ещё 30 новых машин ЗИС-150.

Вместе с тем лучшие водители-ветераны, получившие новые автомобили, показывали образцы стахановского труда. Так, водитель Трушков Н.В. выполнил месячный план на 288%, а водитель Чичинов С.А. - на 231%.

В марте 1951 г. Чуйский тракт был передан в ведение Всесоюзного объединения <Востокинторг>, образованного вместо <Совмонголторга>. А уже в конце марта 1952 г. Управление Чуйского тракта <Востокинторга> стало подразделением вновь организованного внешнеторгового объединения <Автовнештранс>.

И опять в связи с реорганизацией автопарк Чуйского тракта пополнился новыми машинами ЗИС-150.

30 мая 1952 г. Бийское отделение <Автовнештранса> было премировано за второе почётное место во всероссийском социалистическом соревновании среди родственных автопредприятий. Начиная с этого времени Бийское отделение <Автовнештранса> будет постоянно находиться в числе передовых отделений этой организации. Приказом по Министерству Внешней торговли СССР особо были отмечены шофёры Бийского отделения <Автовнештранса> Каптанов А.П. и Пономарёв А.Е. Общая численность водителей в Бийском отделении на ноябрь 1955 г. составляла 112 человек. На следующий год их численность увеличилась до 144.

К 1959 г. в составе Бийского автопарка появляются большегрузные автомобили МАЗ-200 и ЯАЗ-210.

В марте 1959 г. шофёром Бийского отделении <Автовнештранса> Жлобиковским М.В. был установлен своеобразный рекорд перепробега машины до капитального ремонта: на 18 марта 1959 г. его машина ЗИС-150 прошла без капитального ремонта 250272 километра! К середине 1960-х гг. в автопредприятии трудится уже 109 ударников коммунистического труда.

С 1 июля 1962 г. Бийское отделение <Автовнештранса> было переименовано в Бийское специализированное автохозяйство <Автовнештранс> Алтайского управления автомобильного транспорта.

С 27 сентября весь автопарк САХ <Автовнештранса> был разбит на три колонны: первая колонна бензовозов и две другие - бортовых машин. Необходимость такого разделения назрела в связи с быстрым ростом автопарка. Особенно быстро увеличивался автопарк бензовозов - только за май 1964 г. прибыло четыре новых бензовоза ЗИЛ- 164.

Широкой стала и география командировок шофёров <Автовнештранса>. Если раньше они в основном командировались в Цаганнур, то к началу 1966 г. начались командировки в Баян-Ульгий, Кобдо, Гоби-Алтай, Завхан и другие аймачные центры МНР.

6 сентября 1968 г. приказом ?157/К Управления международных и междугородних сообщений Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР Бийское автотранспортное предприятие <Автовнештранс> переименовывалось в автотранспортное предприятие международных перевозок <СовавтоБийск>. Этим же приказом в автопредприятие назначался новый директор - Ненашев Дмитрий Иванович. Очередная реорганизация была вызвана резко возросшими международными перевозками, изменением ассортимента доставляемых в Монголию грузов: туда всё больше стали поставлять тяжёлой строительной техники, комбайны, трактора, краны и т.д. В связи с этим в декабре 1968 г. автопредприятие международных перевозок <СовавтоБийск> получает из Москвы с завода имени Лихачёва самую крупную за всё время существования автопредприятия партию автомашин ЗИЛ-130.

Почти 100 новеньких грузовиков! По существу производилось полное обновление всего автопарка предприятия. Увеличивается так же количество и качество персонала, прежде всего, водителей. Только в 1970 г. 33 водителя <СовавтоБийска> получили права водителей первого класса! Именно благодаря им автопредприятию удалось досрочно выполнить план восьмой пятилетки к 15 декабря 1970 г.

В декабре 1971 г. был установлен своеобразный рекорд - в МНР на прицепе был перевезён экскаватор весом 23 тонны! Никогда ранее таких грузов по Чуйскому тракту не перевозилось.

Благодаря улучшению качества дорожного покрытия, применению новых транспортных средств в разы увеличилась скорость доставки товаров. Если в начале освоения автомобильной дороги на автомобилях АМО из Бийска до Ташанты надо было добираться 14 дней, то в 1972 г. - всего 21 час (меньше суток).

В 1974 г. начался перевод автомобильного парка предприятия на большегрузные авто с дизельными двигателями. Именно тогда, весной 1974 года, в <СовавтоБийск> стали поступать первые партии автомобилей производства минского автозавода - МАЗ-500, МАЗ-500А.

А 1 февраля 1976 года произошло поистине знаменательное событие в истории Чуйского тракта: был издан приказ о сокращении штатной должности ветеринарного врача. То есть, на Чуйском тракте не осталось ни одной лошади! Завершилась многовековая история гужевого транспорта и завершилась, по-видимому, навсегда.

В этом же 1976 году автомобильный парк <СовавтоБийска> стал пополняться большегрузными машинами Камского автомобильного завода - КАМАЗами, выпуск которых только что начался на гиганте советского автопрома.

26 января 1979 г. начальником автопредприятия был назначен Карпушкин Г.Г., ранее возглавлявший отдел кадров, работавший начальником автоколонны ?1 (бензовозы). В постсоветский период Геннадий Григорьевич на протяжении нескольких лет избирался городским главой, и сейчас является почётным гражданином города Бийска.

13 июня 1979 г. приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР ?93 автотранспортное предприятие международных перевозок <СовавтоБийск> было в очередной раз реорганизовано в Производственное Объединение международных перевозок грузов (ПОМПГ) <СовавтоБийск>.

В 1983 г. в связи с 50-летним юбилеем со дня образования предприятие было награждено орденом Дружбы народов.

Коллектив автопредприятия под руководством Карпушкина Г.Г. предпринимал меры по улучшению технического состояния автомобилей КАМАЗ, занимался капитальным строительством: было построено общежитие в Ташанте, три жилых дома в Онгудае, построен производственный корпус размером 60 х 66 м. в Бийске, воинские склады, капитально отремонтированы экспортно-импортные склады, линейные пункты в Ине, Онгудае, Ташанте и многое др. 1988 год стал переломным в истории <СовавтоБийска>: с первого января предприятие перешло на полный хозрасчёт. В связи с этим, помимо перевоза грузов в Монголию, стал увеличиваться и объём обслуживания местной клиентуры - Бийской нефтебазы, Котельного завода, хлебокомбината и т.д.

2 апреля 1988 г. ПОМПГ <СовавтоБийск> досрочно выполнило план по перевозке мяса из МНР в количестве 2400 тонн. Перевозка мяса была осуществлена в сложных климатических условиях без срыва графика подачи автомобилей под нагрузку и разгрузку, также была обеспечена сохранность мяса.

В апреле 1988 г. Карпушкин Г.Г. назначен уполномоченным ГУ <Совтрансавто> в г. Улангом Монгольской Народной республики.

Директором предприятия становится Чубур Н.Г.

Общая численность работающих на начало 1990 г. составляла 706 человек, из них 303 водителя. Предприятие успешно справилось с выполнением государственного плана и социалистических обязательств: по тоннам- 100,3%, по прибыли - 106,4%.

Коллективу объединения присуждено 1-е классное место с вручением денежной премии в сумме 5459 руб.

Первые серьёзные сложности в ПОМПГ <СовавтоБийск> начались в феврале 1992 г.

Причиной стало резкое снижение объёмов перевозок в МНР, так как вместо привычных бартерных операций, практиковавшихся до последнего времени, новое правительство РФ потребовало от Монголии живую валюту. В результате торговля с Монголией практически закончилась, её объёмы сократились до 14 тыс. тонн нефтепродуктов и 5 тыс. тонн сухих продуктов в год.

Монголы переориентировались на рынки Китая, Румынии и Германии, а объединению <СовавтоБийск> надо было самостоятельно искать новых клиентов.

В 1994 г. предприятие возглавил новый руководитель - Роор Анатолий Борисович.

Под его руководством <СовавтоБийск> пережил самые трудные годы - <лихие> 90-е.

Ситуация в торговых отношениях с Монголией после 1998 г. стала немного меняться в лучшую сторону. По инициативе нового директора был создан коммерческий отдел и отдел по таможенному оформлению.

18 июня 1997 г. <СовавтоБийск> становится Открытым акционерным обществом.

Однако увеличение стоимости ГСМ на внутреннем рынке, конкуренция иностранных компаний на рынке Монголии сделало <СовавтоБийск> убыточным в глазах акционеров. Не произошла переориентация предприятия на рынок внутренних перевозок.

И 19 июня 2006 г. автопредприятие <СовавтоБийск> решением арбитражного суда было признано банкротом. А 29 апреля 2009 г. оно было окончательно ликвидировано без назначения правопреемников.

Автопредприятие <СовавтоБийск> оставило славный след в истории города Бийска: из его рядов вышло множество орденоносцев, героев труда, таких как Брижан Д.А., автомобиль которого был установлен на вечную почётную стоянку у ворот предприятия. Автопредприятие явилось родоначальником международных перевозок грузов в Российской Федерации, а ветеран предприятия, почётный гражданин города Карпушкин Г.Г., например, является почётным членом Международной ассоциации перевозчиков грузов.

Автор выражает искреннюю благодарность Геннадию Григорьевичу Карпушкину за ценные консультации при написании данного материала.

Библиографический список:

  1. Шипилов В.В. Чуйский тракт. - Бийск, БКМ, 1983 г.
  2. Шипилов В.В. История развития производственного объединения перевозки грузов <СовавтоБийск>. - Бийск, 1983 г.
  3. Западно - Сибирский край. Материалы по экономике края - Новосибирск, 1932 г.
  4. Фонды Бийский краеведческого музея им. В.В. Бианки.


Автор статьи: Ерошкин Д.В.
Историк - краевед.
Бийский краеведческий музей
им. В.В. Бианки, г. Бийск

 

"БиАлТур" - трансфер, размещение на базах
E-Mail: ivan@mail.biysk.ru
             zamchaloff2011@yandex.ru
Skype: zamchalov
ICQ# 457478910   
Тел: (3854)31-11-10, 8-960-939-1155

 

КОРЗИНА
Кол.товаров: 0 шт.
На сумму: 0 руб.

АВТОМОБИЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО ЧУЙСКОМУ ТРАКТУ

 

Продам турбазу и пасеку на берегу Катуни в Усть-Коксинском районе Горного Алтая

 

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО БЕЛОКУРИХИ

 

"Зеленый дом"
в Тюнгуре

 

"К истокам Катуни" на
катере и лошадях

 
ВНИМАНИЕ ПОГРАН-ЗОНА !!!

 

Осенняя рыбалка на хариуса на Катуни !!!

 

Походы по Алтаю, Саянам, Крыму

 

Отдых в Чемале (размещение, баня, бильярд, кафе)

 

Национальное кафе в Тюнгуре

 

 

ФОБОС: погода в г.Бийск
ФОБОС: погода в г.Горно-Алтайск
ФОБОС: погода в Усть-Коксе













 

TopList WebList.Ru
© I.J.Z.Web